Дети обожают возиться с камешками. А знаете, что такие развлечения не только увлекательны, но и полезны для развития? Особенно — если игровой материал разнообразен, а процессом руководит наставник, знакомый с методикой Монтессори.

Давайте узнаем, каким образом натуральные камни используются в Монтессори-педагогике.

Суть методики

Основоположница системы Мария Монтессори считала, что каждый ребенок способен успешно развиваться самостоятельно. Главная задача взрослых — создать для него развивающую среду.

При этом такая среда должна быть максимально экологичной. В Монтессори-саду или в Монтессори-клубе для самых маленьких нет никакого пластика — только дерево, металл и закаленное стекло.

Для занятий в классах также берутся только природные материалы. В том числе, разноцветные самоцветы.

Польза

Манипуляции с натуральными камнями развивают мелкую моторику, творческое начало и нестандартное мышление, положительно влияют на психологическое состояние. Кроме того, в ходе игры ребенок учится отличать одни минералы от других, что пригодится ему и при обучении в школе, и в дальнейшей жизни.

Игры и занятия с камнями

  • Рассматривание под лупой

Выложите камни на поднос и предложите маленьким ученикам рассмотреть их под лупой. Пускай они взглянут на минералы под разными углами — так можно заметить, что некоторые из них меняют свой цвет.

  • Творчество

Выкладывание узоров

Поставьте на рабочий стол коробку с самоцветами, деревянными пуговицами и сосновыми шишками. Пусть дети выкладывают из них узоры или мандалы.

Роспись

Некрупные плоские камни с гладкой фактурой хороши как основа для рисования. Рисовать лучше всего акриловыми красками — они прекрасно ложатся даже на негрунтованную поверхность.

Коллажи

Для создания панно понадобятся разнообразные по цвету, форме и размеру поделочные минералы, горячий клей и фанера, к которой можно крепить элементы коллажа. Интересные композиции получаются, если вместе с камешками использовать ракушки и кусочки мозаики.

  • Сортировки

Самоцветы увлекательно сортировать по весу, форме, размеру, цвету. Пускай малыши отделяют большие образцы от маленьких, а дети постарше сортируют минералы разной формы с закрытыми глазами.

  • Занятия по арифметике

Камни — удобный материал для обучения основам математики. Предлагайте ребенку сосчитать, сколько всего камешков лежит на столе, сколько из них больших и сколько маленьких, и так далее. Когда малыш твердо освоит счет, постепенно подключайте элементарные арифметические операции.

  • Сюжетно-ролевые игры

На прогулках или в свободное время предложите детям использовать не обычные игрушки, а разнообразные природные материалы. Камни подойдут идеально. Детское воображение быстро превращает их в деньги для оплаты «покупок» в магазине, в строительные блоки для возведения дома и даже в человечков, которые ходят в гости друг другу.